Недавно Президент Украины подписал Закон №4524 “Об особенностях продажи пакетов акций, принадлежащих государству в уставном капитале банков, в капитализации которых участвовало государство”, принятый парламентариями 15 марта. Документ на законодательном уровне регулирует порядок продажи банков, национализированных в 2009 г. Сейчас государству в лице Минфина принадлежат почти по 100% акций “Родовід-Банка” и банка “Киев”, а также около 93% акций Укргазбанка.
По порядку
Согласно Закону, стратегическими инвесторами, приобретающими акции рекапитализированных банков, могут быть банки или банковские группы (резиденты и нерезиденты), соответствующие требованиям Нацбанка по безупречной деловой репутации и удовлетворительному финансовому состоянию и предварительно получившие на это согласие регулятора. Вместе с тем на покупку финучреждений не могут претендовать лица, которые на момент национализации банков владели существенной долей (более 10% акций) в них.
Как известно, Укргазбанк контролировали народный депутат от “Партии Регионов” Василий Горбаль и его партнер Алексей Омельяненко, депутат Киевсовета (тоже от “Партии Регионов”). Сейчас Горбаль является членом совета НБУ и миноритарным акционером Укргазбанка. На обратный выкуп банка “Киев” не смогут претендовать его бывшие собственники — отец и сын Марченко. Как известно, в декабре 2011 г. Киевское управление СБУ задержало бывшего председателя правления и совладельца банка “Киев” Николая Марченко. Ему инкриминируют хищение средств банка, а также выдачу кредитов на подставных лиц.
В то же время сын Марченко, также бывший совладелец банка “Киев”, Виктор Марченко сейчас возглавляет инвестиционно-банковский департамент компании “Драгон Капитал”. Самая запутанная ситуация — с бывшими акционерами “Родовід-Банка”. Известно, что одним из совладельцев финучреждения являлся тогдашний председатель его правления Денис Горбуненко, который сейчас, по слухам, пребывает в Лондоне.
Кроме того, в роли стратегических инвесторов для национализированных банков не смогут выступать юридические лица, зарегистрированные на территории офшорных зон и государств, внесенных Международной организацией по разработке мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем (FATF), в список не борющихся с отмыванием незаконных доходов. Таким образом, по крайней мере, теоретически, выкупить национализированные банки с использованием кипрских офшоров тоже вряд ли получится.
А такая схема приобретения собственности весьма популярна в Украине. Стратегическими инвесторами также не могут быть советники по вопросам продажи пакетов акций рекапитализированных банков. Примечательно, что Законом предусмотрено обязательное наличие таковых. Поиском консультанта — советника по продаже национализированных банков Кабмин займется в первую очередь.
Скорее всего, для сопровождения сделок будет выбран один из зарубежных инвестиционных банков. В таком случае, по оценкам участников рынка, на соответствующие услуги государству придется потратить не менее 20 млн грн. При этом особенности оплаты услуг советника определяются условиями договора. Консультант будет заниматься и подготовкой, и собственно процессом продажи.
Судя по всему, процедура реализации принадлежащих государству банковских активов растянется более чем на год, и это — в лучшем случае. Так, в Минфине считают, что только на выбор советника может уйти около четырех месяцев. Затем консультант должен на протяжении трех-шести месяцев разработать стратегию продажи. И только после этого около полугода банкам будет отведено на то, чтобы увеличить собственную привлекательность в глазах потенциальных покупателей. Более того, если Минфину не удастся получить подходящие заявки, в том числе по предлагаемой цене, на покупку банков, он может отложить продажу. Очевидно, что многое будет зависеть от того, какую стоимость национализированных банков Минфин сочтет адекватной.
В условиях, когда спрос на банковские активы по рыночной цене практически равен нулю, вряд ли уместно говорить, что государство сможет выручить за банки хотя бы эквивалент их собственных (балансовых) капиталов. На 1 марта текущего года совокупный балансовый капитал всей национализированной троицы составил 7,2 млрд грн.
Это максимальная сумма, которую может выручить Минфин от продажи этих финучреждений. Согласно Закону, средства от продажи акций рекапитализированных банков зачисляются в госбюджет и используются Минфином для погашения или досрочного выкупа ОВГЗ, выпущенных в рамках процесса рекапитализации банковского сектора. Как известно, государство вливало в “уставники” национализированных банков не “живые” деньги, а специальные ОВГЗ со ставкой купона в 9,5% годовых сроком 10 лет, которые затем выкупались (монетизировались) Нацбанком.
Зри в корень
Если учесть капитал национализированных банков и реальные вливания в них со стороны государства, то напрашивается вывод, что можно надеяться лишь на частичную (25-30%) компенсацию средств, потраченных на спасение трех банков в период кризиса. Рассмотрим ситуацию подробнее.
Впервые власти заговорили о продаже национализированных банков еще в начале 2010 г. Тогда стояла задача полностью компенсировать израсходованные средства. “Мы понимаем, что деньги, которые мы вложили в эти банки, должны вернуться государству”, — заявлял тогда вице-премьер-министр Сергей Тигипко. Напомним: только на первом этапе вхождения государства в капиталы проблемных банков было потрачено около 10 млрд грн.
Но оказалось, что этого недостаточно, пришлось неоднократно проводить дополнительные вливания. Хотя банковское сообщество и международные финансовые организации, такие как МВФ, Всемирный банк, считали целесообразным прекратить дальнейшую поддержку “новых” госбанков, вплоть до их ликвидации. При этом рассматривался вариант слияния банка “Киев” и Укргазбанка.
Как бы там ни было, за все время государство пополнило капиталы трех спасенных банков почти на 25 млрд грн. Больше всего получил “Родовід-Банк” — около 12 млрд грн. Справедливости ради следует заметить, что значительная часть этих средств была получена для компенсаций вкладов клиентам другого обанкротившегося финучреждения — Укрпромбанка. За три года Укргазбанк получил бюджетных вливаний на 9,3 млрд грн. Скромнее всех оказался банк “Киев”, который ограничился одной инъекцией в размере 3,6 млрд грн. Вместе с тем напомним, что ввиду небольших размеров банка “Киев”, в свое время велось много споров о целесообразности его национализации в принципе.
Нынешние финансовые параметры банка вряд ли могут привлечь потенциальных инвесторов. В частности, после масштабного списания под конец 2011 г. проблемной задолженности в размере около 1 млрд грн. активы национализированного “Киева” уменьшились до 2,5 млрд грн. Неудивительно, что по итогам года финучреждение оказалось в последней, четвертой, группе банков по классификации НБУ. Судя по отчетности, банк не преуспел в работе с юридическими лицами. Остатки на депозитных и текущих счетах этой категории клиентов постепенно тают, и на 1 марта составляли менее 100 млн грн.
Портфель средств населения также сокращается — уже менее 600 млн грн., тогда как в начале кризиса превышал 2 млрд грн. Ситуация усугубляется тем, что почти половину обязательств банка “Киев” составляет задолженность по рефинансированию от НБУ в размере около 1 млрд грн. Собственно, рефинансирование Нацбанка — это основной источник фондирования “Киева”, благодаря которому он удерживается на плаву. Очевидно, что этот долг придется погашать потенциальному инвестору. Сей факт сводит инвестиционную привлекательность банка к нулю. Тем более если учесть, что банк “Киев” не располагает разветвленной территориальной сетью.
Наличие огромной задолженности перед регулятором характерно и для двух других национализированных финучреждений. Так, Укргазбанк на 1 марта был должен Нацбанку почти 4,5 млрд грн., или около 30% суммарных обязательств финучреждения. Еще одна ахиллесова пята Укргазбанка — проблемная задолженность. Ввиду формирования резервов под “проблемку”, по итогам 2011 г. банк задекларировал 3,6 млрд грн. убытка.
В то же время следует признать, что с начала текущего года он начал активно списывать проблемные кредиты. В частности, за январь-февраль 2012 г. портфель кредитов юридическим лицам сократился на 3 млрд грн., хотя банк достаточно активно выдает новые займы, что, собственно, и позволило ему удержаться в группе крупнейших банков по итогам 2011 г.
Председатель правления Укргазбанка Сергей Мамедов не скрывает, что одним из недостатков банка, с точки зрения потенциального инвестора, может быть тесное сотрудничество с предприятиями госсектора, в частности с НАК “Нафтогаз України”. Дело в том, что после приватизации банка такая клиентура с большой долей вероятности перейдет на обслуживание в госбанки.
Чуть ли не единственное преимущество для потенциальных покупателей Укргазбанка — наличие разветвленной региональной сети, состоящей примерно из 270 отделений. Отметим также, что по итогам января-февраля 2012 г. Укргазбанк вошел в Топ-5 прибыльных банков, задекларировав прибыль в размере 68,5 млн грн. Объективно именно у Укргазбанка больше всего шансов быть проданным частным инвесторам.
Напротив, меньше всего шансов, по мнению экспертов, — у “Родовід-Банка”. Сейчас статус финучреждения весьма трудно определить. Как известно, временная администрация была выведена из него только в сентябре 2011 г. Тогда же Кабмин принял решение создать на базе “выпотрошенного” финучреждения санационный банк. Напомним: ранее депозиты населения из этого банка были переведены в Ощадбанк. Согласно постановлению НБУ №471 от 23.12.11 г., задача санационного банка состоит в проведении работы с активами госбанков и банков, в капитализации которых приняло участие государство.
Таким образом, “Родовід-Банк” будет работать с проблемными активами Ощадбанка, Укрэксимбанка, Укргазбанка и банка “Киев”. В то же время сейчас де-юре “Родовід-Банк” еще не является санационным банком, поскольку регулятор только разрабатывает механизмы передачи проблемных активов. В Минфине считают, что “Родовід-Банк” обладает достаточным уровнем капитализации, что позволяет ему выполнять функции санационного банка без дополнительных государственных средств.
По состоянию на 1 марта текущего года кредитный портфель “Родовід-Банка” состоял из проблемных кредитов в размере 3,6 млрд грн., из них 2,2 млрд грн. — кредиты юридическим лицам. При этом основным источником обязательств банка является рефинансирование от НБУ.
Автор: Иван Грецки
По порядку
Согласно Закону, стратегическими инвесторами, приобретающими акции рекапитализированных банков, могут быть банки или банковские группы (резиденты и нерезиденты), соответствующие требованиям Нацбанка по безупречной деловой репутации и удовлетворительному финансовому состоянию и предварительно получившие на это согласие регулятора. Вместе с тем на покупку финучреждений не могут претендовать лица, которые на момент национализации банков владели существенной долей (более 10% акций) в них.
Как известно, Укргазбанк контролировали народный депутат от “Партии Регионов” Василий Горбаль и его партнер Алексей Омельяненко, депутат Киевсовета (тоже от “Партии Регионов”). Сейчас Горбаль является членом совета НБУ и миноритарным акционером Укргазбанка. На обратный выкуп банка “Киев” не смогут претендовать его бывшие собственники — отец и сын Марченко. Как известно, в декабре 2011 г. Киевское управление СБУ задержало бывшего председателя правления и совладельца банка “Киев” Николая Марченко. Ему инкриминируют хищение средств банка, а также выдачу кредитов на подставных лиц.
В то же время сын Марченко, также бывший совладелец банка “Киев”, Виктор Марченко сейчас возглавляет инвестиционно-банковский департамент компании “Драгон Капитал”. Самая запутанная ситуация — с бывшими акционерами “Родовід-Банка”. Известно, что одним из совладельцев финучреждения являлся тогдашний председатель его правления Денис Горбуненко, который сейчас, по слухам, пребывает в Лондоне.
Кроме того, в роли стратегических инвесторов для национализированных банков не смогут выступать юридические лица, зарегистрированные на территории офшорных зон и государств, внесенных Международной организацией по разработке мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем (FATF), в список не борющихся с отмыванием незаконных доходов. Таким образом, по крайней мере, теоретически, выкупить национализированные банки с использованием кипрских офшоров тоже вряд ли получится.
А такая схема приобретения собственности весьма популярна в Украине. Стратегическими инвесторами также не могут быть советники по вопросам продажи пакетов акций рекапитализированных банков. Примечательно, что Законом предусмотрено обязательное наличие таковых. Поиском консультанта — советника по продаже национализированных банков Кабмин займется в первую очередь.
Скорее всего, для сопровождения сделок будет выбран один из зарубежных инвестиционных банков. В таком случае, по оценкам участников рынка, на соответствующие услуги государству придется потратить не менее 20 млн грн. При этом особенности оплаты услуг советника определяются условиями договора. Консультант будет заниматься и подготовкой, и собственно процессом продажи.
Судя по всему, процедура реализации принадлежащих государству банковских активов растянется более чем на год, и это — в лучшем случае. Так, в Минфине считают, что только на выбор советника может уйти около четырех месяцев. Затем консультант должен на протяжении трех-шести месяцев разработать стратегию продажи. И только после этого около полугода банкам будет отведено на то, чтобы увеличить собственную привлекательность в глазах потенциальных покупателей. Более того, если Минфину не удастся получить подходящие заявки, в том числе по предлагаемой цене, на покупку банков, он может отложить продажу. Очевидно, что многое будет зависеть от того, какую стоимость национализированных банков Минфин сочтет адекватной.
В условиях, когда спрос на банковские активы по рыночной цене практически равен нулю, вряд ли уместно говорить, что государство сможет выручить за банки хотя бы эквивалент их собственных (балансовых) капиталов. На 1 марта текущего года совокупный балансовый капитал всей национализированной троицы составил 7,2 млрд грн.
Это максимальная сумма, которую может выручить Минфин от продажи этих финучреждений. Согласно Закону, средства от продажи акций рекапитализированных банков зачисляются в госбюджет и используются Минфином для погашения или досрочного выкупа ОВГЗ, выпущенных в рамках процесса рекапитализации банковского сектора. Как известно, государство вливало в “уставники” национализированных банков не “живые” деньги, а специальные ОВГЗ со ставкой купона в 9,5% годовых сроком 10 лет, которые затем выкупались (монетизировались) Нацбанком.
Зри в корень
Если учесть капитал национализированных банков и реальные вливания в них со стороны государства, то напрашивается вывод, что можно надеяться лишь на частичную (25-30%) компенсацию средств, потраченных на спасение трех банков в период кризиса. Рассмотрим ситуацию подробнее.
Впервые власти заговорили о продаже национализированных банков еще в начале 2010 г. Тогда стояла задача полностью компенсировать израсходованные средства. “Мы понимаем, что деньги, которые мы вложили в эти банки, должны вернуться государству”, — заявлял тогда вице-премьер-министр Сергей Тигипко. Напомним: только на первом этапе вхождения государства в капиталы проблемных банков было потрачено около 10 млрд грн.
Но оказалось, что этого недостаточно, пришлось неоднократно проводить дополнительные вливания. Хотя банковское сообщество и международные финансовые организации, такие как МВФ, Всемирный банк, считали целесообразным прекратить дальнейшую поддержку “новых” госбанков, вплоть до их ликвидации. При этом рассматривался вариант слияния банка “Киев” и Укргазбанка.
Как бы там ни было, за все время государство пополнило капиталы трех спасенных банков почти на 25 млрд грн. Больше всего получил “Родовід-Банк” — около 12 млрд грн. Справедливости ради следует заметить, что значительная часть этих средств была получена для компенсаций вкладов клиентам другого обанкротившегося финучреждения — Укрпромбанка. За три года Укргазбанк получил бюджетных вливаний на 9,3 млрд грн. Скромнее всех оказался банк “Киев”, который ограничился одной инъекцией в размере 3,6 млрд грн. Вместе с тем напомним, что ввиду небольших размеров банка “Киев”, в свое время велось много споров о целесообразности его национализации в принципе.
Нынешние финансовые параметры банка вряд ли могут привлечь потенциальных инвесторов. В частности, после масштабного списания под конец 2011 г. проблемной задолженности в размере около 1 млрд грн. активы национализированного “Киева” уменьшились до 2,5 млрд грн. Неудивительно, что по итогам года финучреждение оказалось в последней, четвертой, группе банков по классификации НБУ. Судя по отчетности, банк не преуспел в работе с юридическими лицами. Остатки на депозитных и текущих счетах этой категории клиентов постепенно тают, и на 1 марта составляли менее 100 млн грн.
Портфель средств населения также сокращается — уже менее 600 млн грн., тогда как в начале кризиса превышал 2 млрд грн. Ситуация усугубляется тем, что почти половину обязательств банка “Киев” составляет задолженность по рефинансированию от НБУ в размере около 1 млрд грн. Собственно, рефинансирование Нацбанка — это основной источник фондирования “Киева”, благодаря которому он удерживается на плаву. Очевидно, что этот долг придется погашать потенциальному инвестору. Сей факт сводит инвестиционную привлекательность банка к нулю. Тем более если учесть, что банк “Киев” не располагает разветвленной территориальной сетью.
Наличие огромной задолженности перед регулятором характерно и для двух других национализированных финучреждений. Так, Укргазбанк на 1 марта был должен Нацбанку почти 4,5 млрд грн., или около 30% суммарных обязательств финучреждения. Еще одна ахиллесова пята Укргазбанка — проблемная задолженность. Ввиду формирования резервов под “проблемку”, по итогам 2011 г. банк задекларировал 3,6 млрд грн. убытка.
В то же время следует признать, что с начала текущего года он начал активно списывать проблемные кредиты. В частности, за январь-февраль 2012 г. портфель кредитов юридическим лицам сократился на 3 млрд грн., хотя банк достаточно активно выдает новые займы, что, собственно, и позволило ему удержаться в группе крупнейших банков по итогам 2011 г.
Председатель правления Укргазбанка Сергей Мамедов не скрывает, что одним из недостатков банка, с точки зрения потенциального инвестора, может быть тесное сотрудничество с предприятиями госсектора, в частности с НАК “Нафтогаз України”. Дело в том, что после приватизации банка такая клиентура с большой долей вероятности перейдет на обслуживание в госбанки.
Чуть ли не единственное преимущество для потенциальных покупателей Укргазбанка — наличие разветвленной региональной сети, состоящей примерно из 270 отделений. Отметим также, что по итогам января-февраля 2012 г. Укргазбанк вошел в Топ-5 прибыльных банков, задекларировав прибыль в размере 68,5 млн грн. Объективно именно у Укргазбанка больше всего шансов быть проданным частным инвесторам.
Напротив, меньше всего шансов, по мнению экспертов, — у “Родовід-Банка”. Сейчас статус финучреждения весьма трудно определить. Как известно, временная администрация была выведена из него только в сентябре 2011 г. Тогда же Кабмин принял решение создать на базе “выпотрошенного” финучреждения санационный банк. Напомним: ранее депозиты населения из этого банка были переведены в Ощадбанк. Согласно постановлению НБУ №471 от 23.12.11 г., задача санационного банка состоит в проведении работы с активами госбанков и банков, в капитализации которых приняло участие государство.
Таким образом, “Родовід-Банк” будет работать с проблемными активами Ощадбанка, Укрэксимбанка, Укргазбанка и банка “Киев”. В то же время сейчас де-юре “Родовід-Банк” еще не является санационным банком, поскольку регулятор только разрабатывает механизмы передачи проблемных активов. В Минфине считают, что “Родовід-Банк” обладает достаточным уровнем капитализации, что позволяет ему выполнять функции санационного банка без дополнительных государственных средств.
По состоянию на 1 марта текущего года кредитный портфель “Родовід-Банка” состоял из проблемных кредитов в размере 3,6 млрд грн., из них 2,2 млрд грн. — кредиты юридическим лицам. При этом основным источником обязательств банка является рефинансирование от НБУ.
Автор: Иван Грецки
В статье использованы материалы сайта http://banknews.com.ua/
"на покупку финучреждений не могут претендовать лица, которые на момент национализации банков владели существенной долей (более 10% акций) в них".
ОтветитьУдалитьРечь идет о проблемных или о всех финучреждениях? Я недавно читал, что Егоренко, владевший более 10% акций проблемного банка Родовид прикупил себе ЕБРФ :)